История развития языка жестов в России — от первых упоминаний до современных применений

Язык жестов – уникальная форма коммуникации, которая позволяет людям с нарушениями слуха и речи общаться между собой и с окружающими. В России этот язык имеет долгую и интересную историю своего возникновения и развития.

Первые упоминания о жестовом языке в России относятся к XVIII веку. Они связаны с нашествием петербургского патриарха Стефана Яворского на Москву в 1692 году. Яворский был немым, и поэтому вел беседы с помощью жестов. Впоследствии он разработал специальные инструкции по обучению немышлимым детям жестовому языку, которые стали основой для создания школ для глухонемых.

Создание специальных учебных заведений для детей с нарушениями слуха стало данью времени и признаком развития общества. В 1806 году русский медик и педагог Петр Иванович Пирогов основал в Москве первую в России школу для глухонемых детей, где использовались жесты и жестовый язык в качестве основного средства коммуникации.

Однако наибольшего внимания язык жестов получил после Октябрьской революции 1917 года. В рамках новой политики поддержки трудящихся с физическими и умственными нарушениями были созданы специальные учреждения для их обучения и реабилитации. После утверждения Союзной программы о работе с инвалидами-детьми в России начала активно развиваться система образования для лиц с нарушениями слуха и речи.

В процессе развития и совершенствования были созданы специальные алфавиты и грамматика жестового языка. В настоящее время Россия имеет свой собственный язык жестов, который отличается от мирового жестового языка. Благодаря его изучению и использованию, люди с нарушениями слуха имеют возможность полноценно общаться и получать образование.

Возникновение языка жестов

Возникновение языка жестов

Первоначально язык жестов в России использовался для общения с глухонемыми людьми. В 1778 году, во времена правления императрицы Екатерины II, была открыта первая школа для глухонемых детей в Москве. Это стало началом систематического преподавания русского языка жестов.

Одним из основоположников языка жестов в России был болгарский педагог Антон Иванович Воинов. Он разработал первую русскую систему жестового языка и внес значительный вклад в его развитие. Его методика использовалась в учебных заведениях и нашла широкое распространение среди глухонемых людей.

Во время советского периода развитие языка жестов получило новый импульс. Были созданы специальные учебные программы и методические пособия для обучения глухонемых детей. Язык жестов стал важным инструментом для общения и социализации глухонемых людей в советском обществе.

В настоящее время развитие языка жестов в России продолжается. Он активно используется не только глухонемыми людьми, но и родными говорящими, которые обучаются этому языку для лучшего взаимопонимания и общения с глухонемыми людьми.

История развития жестового языка в России

История развития жестового языка в России

Первые упоминания о использовании жестов для общения слабослышащих и глухих людей в России относятся к XVIII веку. В это время основная форма обучения для слабослышащих людей была применение знакового языка, основанного на русском языке, который включал жесты и подразумевает чтение с губ, а также письмо.

Однако, только в конце XIX века жестовый язык был признан самостоятельным языком для общения глухих людей. В 1893 году в Санкт-Петербурге была открыта первая специальная школа для глухих детей, где основной формой обучения был жестовый язык.

ГодСобытие
1920Основано Российское общество глухих, которое стало основным организатором обучения и развития жестового языка.
1944Был создан Советский комитет слабослышащих и глухих. Он разработал стандартный жестовый язык, который использовался во всей стране.
1990-еСледствием политических изменений было развитие и распространение региональных вариантов жестового языка.

Сегодня жестовый язык в России продолжает развиваться. Больше внимания уделяется внедрению жестового языка в образовательные программы, а также повышение осведомленности общества о культуре и языке глухих людей.

Оцените статью