Новости

Рождество Христово 2017 год

0_6a277_1a10eb5b_XL.jpg
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию Ро́ждшагося/ от Безневе́стныя/ и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.

 

 

 

 

 

Небольшой репортаж Тамразовой Натальи Анатольевны:

"Минус пятнадцать – не помеха Рождеству. Неманский храм был полон людей, певчие превзошли себя, а батюшка Серафим, как и обещал, устроил после службы фейерверк. Всех с праздником!"

 

15936403_1733722050202972_4560809197727712400_o.jpg  

15896097_1733722100202967_1786112013000897124_o.jpg

 

15936771_1733722003536310_8653041181879963440_o.jpg  

15874923_1733722170202960_7549154123961890870_o.jpg

 

 

 

ПРОГРАММА XIVобластных Рождественских педагогических чтений Тема: «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»

Министерство образования Калининградской области

Калининградская митрополия Русской Православной Церкви

Калининградский областной институт развития образования

 

ПРОГРАММА XIV областных Рождественских педагогических чтений

Тема: «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»

 

11 – 12.01.17

17.12.2016 – 11.01.2017 – Благотворительный марафон «Свет Рождественской звезды».

11 января 2017

Пленарное заседание.

Дом Искусств. г. Калининград, Ленинский проспект, 155.

9.30 – 11.00 – Выставка творческих работ декоративно-прикладного творчества учащихся организаций профессионального и дополнительного образования «Рождество Христово».

Торжественное открытие и пленарное заседание XIVобластных Рождественских педагогических чтений

11.00 – 11.40 – Театрализированный пролог.

Приветственные слова исполняющей обязанности министра образования Калининградской области Светланы Сергеевны Трусеневой, архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима,
епископа Черняховского и Славского Николая.

Церемония награждения лучших педагогических работников Калининградской области.

11.40 – 12.20 – «Гуманитарно-политический кризис отечественного образования», доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РА
О Виктор Иванович Слободчиков.

12.20 – 13.30 – Панельная дискуссия «1917-2017: уроки столетия в современном образовании» с участием представителей министерства образования Калининградской области, Калининградской и Балтийской епархии, Черняховской и Славской епархии, педагогических работников, представителей высшей школы.

Ведущие: ректор Калининградского областного института развития образования Лилия Зорькина, руководитель отдела
религиозного образования Калининградской и Балтийской епархии
протоиерей Сергий Коротких.


Молебен в Свято-Михайловском соборе города Черняховска

 

Епископ Николай возглавил молебен в Свято-Михайловском соборе

10

Архиерей, священники и прихожане  Черняховской епархии  впервые помолились вместе на молебне в соборе Архангела Михаила. Владыку Николая приветствовал настоятель храма протоиерей Иосиф Ильницкий.

Епископ Черняховский и Славский Николай обратился к духовенству и прихожанам  с архипастырским словом, в котором поблагодарил за тёплую встречу. Владыка выразил уверенность в том, что с образованием новой епархии на востоке Калининградской области церковная жизнь будет развиваться и процветать благодаря усилиям всех – и архиерея, и духовенства, и мирян. Он также напомнил о своём архипастырском долге – в первую очередь заботиться о вверенной ему епархии и беречь её от каких-либо нестроений.

По окончании молебна состоялось первое епархиальное собрание новой епархии. Оно прошло в дружеской, неофициальной атмосфере в формате  чаепития. В ходе собрания владыка Николай поделился с духовенством своим видением созидаемого управления Черняховской епархии, представил кандидатов для членства в Епархиальном совете и на должности руководителей Епархиальных отделов и обсудил представленные кандидатуры с духовенством епархии. Собрание, длившееся более двух часов, завершилось в атмосфере единодушия. 

Хиротония архимандрита Николая (Дегтярева) во епископа Черняховского и Славского

2P20161127-VSN_1039-120022-470x260.jpg   27 ноября 2016 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в новоосвященном храме Всех святых города Гусева Калининградской области и возглавил хиротонию архимандрита Николая (Дегтярева) во епископа Черняховского и Славского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Николая на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Строительные работы

IMG_0806.JPGПродолжаются строительные работы по реконструкции храма по ул. Октябрьской, 25.
На сегодняшний день из необходимых работ выполнены следующие:
1)внутренняя штукатурка храма;
2)подготовка и монтаж системы отопления "теплый пол";
3)сделана дренажная система внешнего контура здания храма;
4)производство и установка боковых входных дверей в алтарной и основной частях здания;
5)осуществлена разработка необходимой проектно-строительной документации;IMG_0872.JPG

Все вышеперечисленные работы стали возможными благодаря финансовой поддержке госкорпорации по атомной энергии "Росатом".
Благодарим всех за помощь и призываем милость Божию на помогающих нам.

 

 

IMG_0875.JPG

 

Районный семинар в д/с "Орленок"

DSC_3396.JPG

 15 ноября 2016 года на базе дошкольного образования (д/с «Орленок») МАОУ СОШ №2 г. Немана в рамках областной экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию прошел районный семинар «Передача опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в единстве всех субъектов образовательного процесса (ребенок – семья – педагог)».
Присутствующих поприветствовали начальник районного отдела образования Кунина В.И. и настоятель нашего храма игумен Серафим.
С вступительным словом выступила старший воспитатель детского сада Спиридонова В.В. и ознакомила присутствующих с программой семинара. Красной нитью этого мероприятия была тема любви к своей семье, к родителям и близким.
 Также в рамках семинара своими образовательными навыками смогли поделится педагоги Гросс С.В., Лисняк Ю.В., Марквальд М.Х., Рыбакова О.А., Степанова Л.Е., Аникеева Т.В. Они продемонстрировали присутствующим высокий уровень и необходимый опыт в деле духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  Решение задач передачи опыта в рамках областной экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию, что и показал проведенный семинар, реализовываются в данном воспитательном учреждении разнообразными способами: непосредственная педагогическая деятельность с детьми разного возраста, выставки поделок (на семинаре в качестве примера была показана выставка «Ангел – хранитель»), работа по взаимодействию с родителями, презентацию которой увидели приглашенные гости, а также мастер-класс для самих педагогов, на данном мероприятии, в качестве примера был показан мастер-класс на тему «Как подготовится к проведению праздника «День матери»».
  Важной частью опыта работы в данном воспитательном учреждении являются занятия, проводимые с детьми настоятелем нашего прихода игуменом Серафимом, которые в свою очередь были продемонстрированы слайдами, приглашенным на семинар гостям.
Итогом семинара стали слова благодарности. Присутствующие коллеги по достоинству оценили работу проведенную педагогическим коллективом.

DSC_3403.JPG  

DSC_3462.JPG  

DSC_3428.JPG  

DSC_3431.JPG  

DSC_3411.JPG

 

День работников МВД

7.jpg  Сегодня, 11 ноября, в ДК «Неман» состоялось торжественное собрание, посвященное празднованию Дня работников внутренних дел Российской Федерации. С приветственными словами к собравшимся сотрудникам полиции и лично к руководителю отдела Руслану Олеговичу Молчанову обратились глава Неманского муниципального района Зайцева Н.И., заместитель главы администрации района Чергиченко Г.С., а также настоятель нашего прихода игумен Серафим.
В своем поздравлении наш батюшка поблагодарил работников за сотрудничество, социальное партнёрство и пожелал милости Божией в трудном служении Отечеству, покрова Пресвятой Богородицы, здавия духовного и телесного родным и близким людям.

Многая и благая лета работникам МВД. 

СОВЕРШЕН МОНАШЕСКИЙ ПОСТРИГ ПРОТОИЕРЕЯ ВАДИМА ДЕГТЯРЕВА

IMG_2224-400x600.jpg
 26 октября 2016 г., в Свято-Никольском храме подворья монастыря "Державной" иконы Божией Матери г. Калининграда епископ Калининградский и Балтийский Серафим совершил монашеский постриг протоиерея Вадима Дегтярева, избранного епископом Черняховским и Славским.

Протоиерей Вадим получил в монашестве имя Николай, в честь святителя Николая Чудотворца.

Решение Священного Синода Русской Православной Церкви (МП) от 21 октября 2016 года

2P20161021-VSN_8667-1200.jpgЖУРНАЛ № 80

СЛУШАЛИ:

Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании новой епархии в Калининградской области.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Образовать в административных границах Гвардейского, Гусевского, Озёрского и Советского городских округов, а также Краснознаменского, Неманского, Нестеровского, Полесского, Правдинского, Славского и Черняховского районов Калининградской области — Черняховскую епархию, выделив ее из состава Калининградской епархии.

2. Правящему архиерею Калининградской епархии иметь титул «Калининградский и Балтийский».

3. Преосвященным Калининградским и Балтийским быть епископу Балтийскому Серафиму.

4. Правящему архиерею Черняховской епархии иметь титул «Черняховский и Славский».

5. Епископом Черняховским и Славским избрать протоиерея Вадима Дегтярева, клирика Калининградской епархии.

6. Место наречения и хиротонии протоиерея Вадима Дегтярева во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— О чем и послать соответствующий указ.

7. Образовать в пределах Калининградской области Калининградскую митрополию, включающую в себя Калининградскую и Черняховскую епархии.

8. Принять к сведению и одобрить выраженную калининградцами просьбу к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу оставить за собой временное управление Калининградской митрополией.

VI Алексанро-Невские чтения

2.jpg

Сегодня, 11 октября, в городе Советске состоялись VIАлександро-Невские педагогические чтения по патриотическому воспитанию. Темой чтений выбрана очень актуальная проблематика - «Сохранение русского языка и русской речи как основа патриотического воспитания».

Первая гимназия города Советска гостеприимно распахнула свои двери и приняла для работы в своих просторных стенах педагогов Калининграда, Балтийска, Советска, Гурьевского, Зеленоградского, Неманского, Гвардейского, Озёрского, Гусевского, Краснознаменского,  Нестеровского, Черняховского и Славского муниципальных районов, а так же священство Неманского, Центрального и Восточного   благочиний.

После регистрации участники форума познакомились с опытом коллег по патриотическому воспитанию детей и юношества, представленным на стендовых докладах.

C приветственными словами к участникам форума обратились: первый заместитель министра образования Калининградской области М. И. Короткевич, депутат Калининградской областной думы Е. Р. Абарюс, благочинный Неманского округа Калининградской Епархии протоиерей Никифор Мельник, глава администрации Советского городского округа Н. Н. Воищев, заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии иерей Вадим Трусов

После приветственных слов почетных гостей чтений участникам чтений были представлены два доклада. «Речевая среда современной России» - на эту тему рассуждала  Бабенко Наталья Григорьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры славяно-русской филологии, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «Русистика и прикладная лингвистика» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта. Слушатели живо откликались на приведенные примеры из современной обыденной речи, пытались классифицировать свой языковой «пользовательский» уровень согласно современной градации Томских ученых-лингвистов, соглашались с мыслью о необходимости сбережения родного русского языка, независимо от своей педагогической специализации, поскольку все мы – его носители.

Настоятель нашего храма, игумен Серафим (Героев), представил доклад на тему «Использование забытых слов как возможность обогащения речи и ее освобождения от излишних заимствований», в котором опирался на известную работу А.И. Солженицына «Русский словарь языкового расширения». Отец Серафим говорил в своем докладе о русском языке на русском, а об английском – на английском, чем удивил и порадовал слушателей, которые приготовились слушать «почти сельского батюшку», как он сам себя представил. Педагогическая аудитория с неподдельным интересом открывала для себя новые языковые и творческие возможности, включаясь в предложенный игуменом Серафимом совместный поиск русских слов, замещающих тяжеловесные иноязычные выражения. Впечатления от урока ораторского искусства, риторики, сценического движения и речи, преподанного сегодня отцом Серафимом, дадут, хочется верить, новый импульс к творческому педагогическому поиску.

Основной частью чтений была работа  десяти секций на общую тему «Негативные явления современной языковой культуры и пути их преодоления».

DSC_3206.JPG

 

DSC_3238.JPG   

DSC_3194.JPG  

DSC_3345.JPG  

DSC_3391.JPG 

DSC_3376.JPG

Программа VI-х областных Александро-Невских чтений 2016 года

x1-z145.jpg

ПРОГРАММА

VI областных Александро-Невских чтений

по патриотическому воспитанию

11 октября 2016 года

г. Советск

 

«Сохранение русского языка и русской речи как основа патриотического воспитания»

Время проведения: 10:00 - 15:15.

10:00 – молебен святому благоверному князю Александру Невскому

Место проведения: Собор Трех Святителей, Калининградское шоссе, 1 «Б»)

10:30 – Регистрация участников (фойе гимназии)

Место проведения: МАОУ гимназия №1 (ул. Школьная ,13)

Стендовые доклады (фойе и рекреации гимназии)

11:00 – пленарное заседание (3 этаж, актовый зал)

Приветствия почетных гостей:

  • Преосвященный Серафим, епископ Балтийский, викарий Калининградской Епархии,
  • Трусенева Светлана Сергеевна, временно исполняющая обязанности министра образования Калининградской области,
  • Воищев Николай Николаевич, глава администрации Советского городского округа,
  • протоиерей Никифор Мельник, благочинный Неманского округа Калининградской Епархии,
  • протоирей Сергий Коротких, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии.

Доклады и выступления:

  • Речевая среда современной России Бабенко Наталья Григорьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры славяно-русской филологии, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «Русистика и прикладная лингвистика» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград
  • Использование забытых слов как возможность обогащения речи и ее освобождения от излишних заимствований игумен Серафим (Героев), настоятель Прихода храма в честь святых новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Немана
  • Информационно-методическое сообщение о порядке работы чтений Карамаликов Денис Валерьевич, руководитель методической группы форума, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Калининградской Епархии по Неманскому благочинническому округу, г. Советск

12:00-13:30 – работа секций в формате круглых столов

Тема секций: «Негативные явления современной языковой культуры и пути их преодоления»

Секция №1.

Модератор: Соколова Марина Евгеньевна, руководитель Учебно-методического центра духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского, г. Калининград

(Участники: директора, заместители директоров и методисты образовательных организаций)

Секция №2.

Модератор: Анисимова Инесса Рудольфовна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №1, г. Советск

(Участники: преподаватели русского языка и литературы и иностранных языков)

Секция №3.

Модератор: Каплуцевич Инна Францевна, директор МАОУ лицей №5, г. Советск

(Участники: учителя начальных классов)

Секция №4.

Модератор: Малышева Ирина Васильевна, директор МБОУ ООШ №8, г. Советск

(Участники: воспитатели дошкольных образовательных организаций)

Секция №5.

Модератор: Шакола Ангелина Сергеевна, учитель истории и обществознания МАОУ гимназия №1, г. Советск

(Участники: преподаватели гуманитарных дисциплин)

Секция №6

Модератор: Сокол Наталия Васильевна, руководитель кафедры учителей естественно-математического цикла, учитель географии МБОУ «СОШ №4 с УИОП СГО», г. Советск

(Участники: преподаватели естественно-научных дисциплин)

Секция №7.

Модератор: Кулиева Анна Петровна, директор ГБУК Калининградский областной театр юного зрителя «Молодежный» («ТильзитТеатр»), г. Советск

(Участники: работники учреждений культуры, педагоги учреждений

дополнительного образования, представители творческих профессий)

Секция №8.

Модератор: Рощинская Валерия Юрьевна, учитель химии МАОУ гимназии №1, г. Советск

(Участники: обучающиеся старших классов образовательных

организаций среднего образования)

Секция №9.

Модератор: иерей Виктор Минец, клирик Прихода храма Трех Святителей, г. Советск

(Участники: студенты образовательных организаций среднего

профессионального образования)

Секция №10.

Модераторы: Лыновская Людмила Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания МАОУ лицея №5, г. Советск

(Участники: родители обучающихся образовательных организаций

всех видов)

13:30 – 14:15 – Обед (1 этаж, столовая)

14:15 - 15:15 – пленарное заседание: подведение итогов форума (3 этаж, актовый зал).

 

12 октября 2016 года

г. Балтийск 

«Наследие и наследники Александра Невского»

 

Время проведения: 10.00 – 15.00

10:00 – 10:30 - Молебен святому благоверному князю Александру Невскому (Храм святого благоверного князя Александра Невского, г. Балтийск, проспект Ленина, 59 а)

10:30 – 10:50 – Трансфер в МБОУ гимназию №7 (г. Балтийск, ул. Ушакова, 32)

10:50 - 11:10 - Регистрация участников.

Место проведения: МБОУ гимназия №7 г. Балтийска (ул. Ушакова, 32)

11:10 – 12:20Пленарное заседание:

  • Вступительное слово ведущего пленарного заседания
  • Торжественное открытие областных Александро- Невских педагогических чтений. Гимн Российской Федерации
  • Литературная композиция студии МАУДО ДДТ «Калейдоскоп» - «Россия начиналась не с меча», хор кадетов МБОУ СОШ №6 «Служить России…»
    • Приветственные слова почетных гостей
    • Видеосюжет «Муниципальный методический центр духовно- нравственного воспитания»
  • Награждение победителей открытого областного конкурса на лучшую эскиз-идею, скульптурной композиции «Посвящение Учителю», муниципального Александро – Невского проекта творческих работ учащихся «Православные храмы Калининградской области» 2016 года
    • «Не в силе Бог, а в правде» - иерей Константин (Киосев), настоятель Патриаршего подворья храма святого благоверного князя Александра Невского г. Балтийска Калининградской епархии РПЦ
    • Выступление мамы воина-героя Евгения Родионова, Любовь Васильевны Родионовой.

12:20 – 13:00Обед (столовая МБОУ гимназии №7)

13:00 - 15:00 - Работа секций

Секция №1 «Мы наследники Александра Невского?»

Модератор: Рыжкова Светлана Ильинична, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №7 г. Балтийска

(Киношкола с участием учащихся старших классов, классных руководителей, библиотекарей)

Секция №2 «Твой выбор: миролюбие или агрессия?»

Модератор: Руденко Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №1 г. Балтийска

- Модуль «Христианские ценности и эпоха кризиса сознания начала 20 века» (Описание модуля и итогов его апробации)

- Занятие «Кризис сознания в творчестве Леонида Андреева (по произведению «Рассказ о семи повешенных»)

(Участники: учителя русского языка и литературы, старшеклассники)

Секция №3 «Герой нашего времени»

Модератор: Лавров Андрей Викторович, учитель истории, обществознания МАОУ лицей №18 г. Калининграда

- Киноклуб «Герои поколений»

(Участники: учителя истории, обществознания, старшеклассники)

Секция №4 «Понятие «Родина» у детей дошкольного возраста»

Модератор: Ерёменко Н.В., методист Учебно-методического центра духовно-нравственного воспитания и образования Калининградского областного института развития образования

-      Презентация проекта и видео занятие «Дом, в котором мы живём» - Нежурина Татьяна Андреевна, учитель – логопед МБДОУ ЦРР детский сад № 14 г. Балтийска;

-      Презентация проекта «Воины Отечества. Становление воинов» - Козлова Ирина Сергеевна, воспитатель МБОУ детского сада «Василёк», Ладушкинский городской округ;

-      «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариантной части ООП» - Моргунова Любовь Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад №9 «Улыбка» г. Светлый

-      «Формирование у дошкольников патриотических чувств познавательного интереса к малой родине через ознакомление с природой родного края» - Пасынкова Наталья Петровна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 «Светлячок» г. Светлый

(Участники: педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования)

Секция №5 «Главная сила в человеке – это сила духа»

Модераторы: Белякова Ирина Александровна, преподаватель курса «Основы православной культуры», «Истоки» МБОУ СОШ №5 г. Балтийска и Андрианова Наталья Филипповна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 г. Балтийска

- Мозговой штурм «Есть ли у нас сила духа?»

(Участники: преподаватели духовно-нравственных дисциплин, учащиеся старших классов)

15:00. - Подведение итогов (участвуют модераторы секций, эксперты, руководители образовательных организаций, заинтересованные лица) 

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

77519.b.jpg

Сегодня 14/27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.  История праздника такова: в 312 году святой Константин Великий готовился идти на Рим, чтобы сразиться с Максенцием, значительно превосходившим его численностью войск. Днем, перед сражением, ему было видение креста, светившегося в небе в окружении слов «Сим победиши». Тогда святой Константин приказал изобразить знак креста на своих знаменах. Он одержал блестящую победу, принесшую ему власть над всей Римской империей и обеспечившую триумф христианства.

После победы Православия на Первом Вселенском Соборе император желал в знак благодарности построить великолепное здание. Тогда его мать, святая Елена, которой было уже около восьмидесяти лет, в надежде найти Крест и Гроб Господень, отправилась в паломничество в Иерусалим поклониться святым местам (326)

Когда при императоре Адриане Иерусалим был разрушен (135), тогда на месте, где был распят и похоронен Спаситель, насыпали земляной холм и построили там языческий храм со статуей Афродиты. Истинная святость этого места со временем была забыта.

Приехав в Иерусалим, святая Елена обратилась к святителю Макарию, епископу Иерусалимскому. Благодаря записям, оставшимся от предков у одного иудея из восточных областей, удалось найти Гроб Господень. По приказанию императора место было срочно расчищено. Неподалеку были найдены три креста, а также гвозди, которыми было прибито ко Кресту животворящее тело Спасителя, и дощечка с надписью по-еврейски, по-гречески и по-латыни: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19: 19–20).

Кресты были сломаны, а их обломки рассыпаны, и невозможно было отличить Крест Господень от крестов двух разбойников. Святитель Макарий узнал его так: принесли умирающую женщину и подносили ее по очереди ко всем трем крестам. От крестов разбойников не произошло никакого чуда, но когда женщину поднесли к Честному Кресту, она исцелилась. Императрица и вся ее свита благочестиво поклонились и облобызали Святой Крест. Но многочисленная толпа, собравшаяся в этом месте, тоже желала получить благодать или, по крайней мере, издалека увидеть орудие нашего искупления – столь велика была любовь народа ко Христу. Тогда святитель Макарий взошел на возвышение и, взяв Крест двумя руками, поднял его так, чтобы всем было видно. И толпа воскликнула: «Господи, помилуй!».

Честной Крест был захвачен персами во время разгрома Иерусалима в 614 году. После блистательных побед императора Ираклия святыня вернулась в святой град в 631 году. Тогда святой патриарх Захария торжественно повторил действия святителя Макария.

Тогда же святые отцы установили обычай ежегодно во всех церквях торжественно праздновать Воздвижение Честного Креста не только для воспоминания этих двух событий, означавших победу христианства, но и для свидетельства о том, что Крест, орудие позора и осуждения в древности, стал нашей гордостью, символом Божественной славы Христа, явившейся в свете Его Воскресения. Повторяя сегодня действие, совершенное святым епископом Иерусалима, и воздвигая крест на четыре стороны с пением «Господи, помилуй», христиане тем самым свидетельствуют, что Христос, взошедший на Крест, примирил все и соединил в Своем Теле все концы тварного мира, широту и долготу, глубину и высоту, для того чтобы мы через Него могли достичь Бога Отца (ср.: Еф. 3: 18; Кол. 1: 20).

Считается, что Честной Крест был сделан из трех пород дерева: кипариса, сосны и кедра. Таким образом, исполнилось пророчество Исаии: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис, певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего» (Ис. 60: 13). Его многочисленные частицы, рассеявшиеся по всему христианскому миру, не подвержены тлению и даруют благодать Воскресения христианам, которые с верой приходят им поклониться.

Установка купола

DSC_3052.JPG

Сегодня, 9 сентября, в нашем Приходе  состоялось долгожданное событие. Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской по улице Калинина 12 обрел новый купол. Он, как и купола строящегося приходского храма по улице Октябрьской 25, изготовлен в мастерской ООО "Калининградские жестяные изделия". Это предприятие создает купола для многих храмов области, но этот, по словам одного из  сотрудников, особенный. Несмотря на то, что купол имеет традиционную луковичную форму (символ пламени свечи), он отличается от большинства подобных изделий необычностью формы, которая выполнена по аналогии  куполов храма Василия Блаженного города Москвы.Каждый  элемент купола  был изготовлен отдельно, вручную  и затем собран  в единое целое.

Купол и позолоченный крест, освященные настоятелем нашего Прихода игуменом Серафимом, были вознесены  на кровлю храма. Затем священник с прихожанами отслужили благодарственный молебен под открытым небом.

Просим в знак благодарности о проделанной работе  помолиться о рабе Божием Андрее и его сотрудниках, сотворивших это благое дело.

 

 

DSC_2840.JPG  

DSC_2880.JPG   

DSC_2963.JPG   

DSC_3006.JPG

DSC_3114.JPG

 

 

 

Августовская педагогическая конференция 2016 года

FullSizeRender_7.jpg

Накануне нового учебного года, 29 августа 2016 года,  на базе МБУК «Неман» прошла традиционная конференция работников системы образования Неманского муниципального района. 

         Перед началом пленарной части была организована работа 8 предметных секций для 12  районных методических объединений педагогов образовательных учреждений, на которых были рассмотрены актуальные темы:

  • «Использование результатов независимых оценочных процедур

(единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»;

  • «Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций»;
  • «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся общеобразовательной организации»;
  • «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Повышение профессионального мастерства педагогов – мотивация к саморазвитию и творчеству»;
  • «Роль педагогического мастерства учителя в создании мотивирующей образовательной среды для успешного изучения иностранных языков»;
  • «Сетевое взаимодействие – механизм развития дополнительного образования»;
  • «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы».

      После секционной работы почетных гостей,  педагогические коллективы, ветеранов педагогического труда и представителей общественности пригласили ознакомиться с действующей в фойе выставкой творческих работ учащихся и педагогов образовательных организаций, посвященной 70-летию образования Калининградской области.

       В конференции приняли участие 170 человек.

       Темой пленарной части стали вопросы воспитания и обучения человека будущего через развитие общечеловеческих ценностей обучающихся в основных направлениях деятельности образовательных учреждений.

 

 

DSC_0803.JPG

   Присутствующих в зале педагогов общеобразовательных, дошкольных и дополнительных учреждений тепло приветствовали гости

конференции: глава Неманского муниципального района Зайцева Наталья Ивановна, глава администрации Неманского муниципального района Восковщук Сергей Федорович, директор государственного бюджетного учрежде

ния Калининградской области «Региональный центр образования» Боженко Ольга Петровна, настоятель нашего прихода игумен Серафим и заслуженный учитель РФ Кудимова Надежда Ивановна. Они поздравили всех собравшихся с началом нового учебного года, пожелав им много новых открытий, новых свершений и побед.

    
   

IMG_0571.jpg  В начале конференции лучшим прошла церемония награждения педагогов грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, благодарственными письмами областной Ду

мы, юбилейными медалями «К 70-летию Калининградской области», грамотами Министерства образования Калининградской области и главы администрации Неманского муниципального района.

          С основным докладом в ходе конференции выступил начальник отдела образования, культуры, спорта и делам молодежи администрации Неманского муниципального района Кунина Валентина Ивановна. В рамках обозначенной темы она подробно проанализировала итоги деятельности школ, учреждений дошкольного и дополнительного  образования  района, рассказала о достижениях, заострила внимание на проблемных вопросах и определила направления предстоящей работы в будущем.

          Опытом работы по формированию базовых национальных ценностей, реализации духовно – нравственного воспитания через основные современные стандарты образования поделился директор МБОУ СОШ п. Новоколхозное Сыч Геннадий Валентинович.

        С содокладом «Волонтерское движение в школе, как основа формирования и развития нравственных ценностей молодежи» выступила заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ №1 г. Немана Гарбузова Мария Николаевна.

          Были рассмотрены вопросы гражданско-патриотического воспитания, а именно кадетского движения, которое активно развивается в городских школах. О его развитии и перспективах рассказала заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ №2 г. Немана Абрамова Татьяна Александровна.

         На протяжении всей конференции перед присутствующими с номерами художественной самодеятельности выступали лучшие творческие коллективы  города (хореографический ансамбль МБУ ДО НДШИ г. Немана  (преподаватели Заступневич Виктория Васильевна и Гило Наталья Николаевна), солист ДК «Неман» Дмитрий Прокопенко (педагог Горячева Людмила Васильевна), Сейтумерова Элиза воспитанница МБУДО ДДиЮ г. Немана (педагог Сейтумеров Ленарий Ильясович), волонтеры и кадеты городских школ.

          На торжественном мероприятии денежную премию из рук главы администрации района Восковщука С.Ф. получил выпускник МАОУ СОШ №2 г. Немана Кожунов Севастьян, который получил максимальное количество баллов (100 баллов) во время сдачи единого государственного экзамена по предмету «Информатика и ИКТ».

        Августовская педагогическая конференция – это прекрасная возможность встретиться со своими коллегами, обсудить самые актуальные проблемы, обменяться интересным педагогическим опытом работы.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

успение.jpg

  28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой.  Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Праздник в библиотеке

IMG_0464.JPG  19 августа, в день празднования Преображения Господня, библиотека поселка Большое Село, придерживаясь традиций этого праздника, пригласила настоятеля нашего прихода игумена Серафима рассказать селянам о Евангельском событие, а также освятить принесенные селянами плоды.
После освящения для детей была приготовлена специальная игровая программа, в которой они и приняли активное участие.
В конце мероприятия всех ожидало чаепитие с яблочными пирогами.

 

 

425.jpg  

DSCN9018.JPG

 

Изготовление нового купола для храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

купол2.jpg Репортаж Олеси Цигельниковой из мастерской, где изготавливают новый купол для нашего храма:

"Мне очень повезло - архитектор Вера Юрьевна пригласила меня составить ей компанию для посещения мастерской, где проходит изготовление нового купола для нашего храма Новомучеников и исповедников Русских. Сегодня, наконец, все стороны совпали в своих планах и наш визит в гости к новому куполу состоялся.
Мастерская, находящаяся в конце улицы Александра Невского, поразила с первых секунд, как только наша машина завернула во двор, - идеальный порядок, белоснежные современные здания, приветливый пес на цепи. Под просторным навесом молчаливо встречает нас наш старый купол, пораненный за годы дождями и ветрами. Мы подошли к нему на поклон, потрогали и постояли рядом. Познакомились с Дмитрием, сотрудником мастерской , который встретил нас и вызвался проводить к новому куполу и Андрею Касперавичусу.
Внутренние помещения выглядели как декорации для современного фильма о промышленности – все чисто, светло, аккуратно, И в одном из просторных залов нас встретил он – наш новый красавец купол. Все сгрудились вокруг него. Нам было интересно посмотреть, а работникам приятно показать свою безупречную работу.13840378_1163885847007708_378345423_o.jpgИзготовление такого купола — это долгий, кропотливый и во многом творческий процесс.

Медь обжигают, она становится мягкой и по особым лекалам из выкроенных кусков вытягивают желобоподобные детали и потом удивительным образом сшивают их особой пайкой в такую закрученную маковку.

В мастерской Андрея разразилась дискуссия – каким лучше сделать купол – золотым, покрыв сусальным золотом, или оставить медным. На наши опасения, что купол может со временем позеленеть, Андрей нанес на металл кистью специальный раствор и через несколько минут продемонстрировал нам рыжее сияние меди, заверив при этом, что покрытие особым лаком гарантирует сохранность медного сияния.

Вера Юрьевна оказалась озадаченной многими вопросами - начиная с упомянутого покрытия купола и заканчивая возникшей необходимостью рассчитать запас прочности конструкций, которые будут удерживать новую медную маковку. Нелегка ноша архитектора.13843527_1163885740341052_1350266754_o.jpg

Уезжали с воодушевлением. Новые приятные знакомства, радость от увиденного прекрасно изготовленного купола и, главное, чувство гордости за таких настоящих, умеющих работать и творчески трудиться, наших русских, хоть и с неруссикими фамилиями, мужчин. На таких держится страна. Эти люди знают, что такое конструктив не только в силу профессии, но и в силу стиля жизни". 

 

 

 

 

 

 

 

28 июля 2016 год

Праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа

 

Preobragenie1.jpg

«На Своем Богочеловеческом пути в мире сем Господь Иисус Христос провел Свое человеческое естество и через Преображение как через необходимое событие Своего Божественного домостроительства спасения человеческого рода. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным – непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мiра от греха, зла и смерти. Ведь спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в безсмертное. Спасение, собственно, и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом.

Как и всё приcущее Спасителю, Его Преображение имеет общечеловеческое значение, ибо Он, по слову святого Прокла, «преобразился не просто так, а для того чтобы явить нам грядущее преображение естества» (Свт. Прокл Константинопольский. Слово на Преображение Господне). Как новый Родоначальник Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам Богочеловек Христос Своим Преображением чудесным образом объемлет весь человеческий род и в Своем человеческом естестве, совершая преображение всего человеческого естества в принципе. Живя Господом Иисусом Христом как своей непрестанной и вечной Жизнью, Православная Церковь всем своим существом чувствует незаменимое значение Преображения Спасителя в деле спасения человеческого рода и всей твари.

Рассматривая sub specie Christi Адамово естество человеческого рода, проницательное сознание Вселенской Церкви видит в Преображении Спасителя Его желание изменить человеческое естество, преобразив его Своим Божеством (5 августа. Предпразднство Преображения Господа нашего Иисуса Христа, на вечерни, на стиховне стихиры: «Естество же во Адаме Христос изменити хотяй, на гору ныне восходит Фаворскую, да обнажит таинником Божество»). Своим Преображением Господь преобразил состав нашего естества, озарив его Своею Божественною плотию, и дал ему первоначальное достояние безсмертия (Там же. На утрени. Седален: «…Смешение наше преобрази, Спасе, Божественною Твоею плотию сооблистав тому, и отдаждь первейшее достояние нетления, яко Милосерд, да Тя вси славословим, единаго Бога нашего»). В день Преображения Спасителя всё человеческое естество Божественно заблистало Божественным преображением, ибо, преображаясь, Христос спасает всех (Там же. Канон предпразднства, песнь 6, Кондак: «Божественным днесь Преображением человеческое естество просиявает Божественно, в веселии зовуще: преобразуется Христос, спасаяй вся»). Своим Божественным Преображением наш Творец извлек из тления Богообразное человеческое существо, древле грехом предавшееся тлению, и обожил человеческий разум; Христос преображается, спасая всех (Там же. Икос: «Преображением Божественным, зрак наш, иже древле тлением растленный, во адовых сокровищах праотца Адама, днесь Зиждитель из тли возведе, обожает наш разум; преобразуется Христос, спасаяй всех»). Огнем Божества Владыка Христос преобразил наше человеческое естество и осиял его первообразным безсмертием (Там же. На утрени, на стиховне стихиры: «Христа славословим, наше огнем Божества преобразивша естество, и якоже прежде нетлением облиставша»).

Светлый день Христова Преображения – это день просвещения и обожения человеческого естества. В тот день Богочеловек Христос Своей всемогущей и спасительной силой объял почерневшее от греха человеческое естество и, просветив его, обоготворил (6 августа. Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на малей вечерни, на стиховне стихиры: «Днесь Христос на горе Фаворстей Адамово пременив очерневшее естество, просветив, Богосодела»). Блистая сиянием ослепительного света Своего преславного Божества, Владыка Христос на Фаворе просветил мiр (Там же. «Христос же со славою облистав на горе, мiр просветил есть»). Своим величественным Преображением Господь Иисус Христос возвестил предвечную тайну, бывшую дотоле сокровенной (Там же. На велицей вечерни. На Господи воззвах стихиры: «Превечное бо сокровенное таинство напоследок явлено сотвори страшное Твое Преображение Петру и Иоанну и Иакову»), и человеческие очи узрели невиданное: тело земное – блистает Божественным сиянием, тело смертное – излучает славу Божества. Это оттого, что Слово стало плотию и плоть – Словом. «Слава приходила плоти не снаружи, а изнутри, из пребожественного Божества Бога Слова, ипостасно с плотию сопряженного невыразимым образом. Как смешивается несмесимое и остается неслиянным? Как в одно может сочетаться несоединимое? Это – следствие ипостасного единства. По причине единства ипостаси и взаимного неслиянного проникновения свойства Божественного естества (путем взаимообмена. – Примеч. пер.) становятся человеческими, а свойства человеческого естества – Божественными» (Преп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение).

На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мiр от преступления (6 августа. Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на велицей вечерни, на литии стихиры: «Иже светом Твоим всю вселенную освятив, на горе высоце преобразился еси, Блаже, показав учеником Твоим силу Твою, яко мiр избавляеши от преступления»). Преображение Спасителя – это «бездна неприступного света» – света, безмерно излившегося на Фаворе (Преп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение) и наполнившего всю тварь, а прежде всего – человеческий род. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского, «блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Ибо мы соделались одеждою Спасителю, когда Он облекся в наше тело» (Свт. Анастасий Антиохийский. Проповедь на Преображение Господне).

Между Крещением и распятием Спасителя стоит Преображение, в котором Он возвещен Господом и Ветхого, и Нового Завета (Преп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение), и вновь засвидетельствован Сыном Божиим. Так накануне голгофского Креста удостоверено Божество Господа Иисуса Христа, а тем самым – и спасение мiра, ибо только Бог может спасти мiр от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и Святое Преображение, знаменует собой единый и неделимый подвиг спасения человеческого рода, одно нераздельное органическое целое. В центре всего стоит Пресвятая Троица, Которая Божественно и совершает спасение. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил всё потребное в домостроительстве спасения и на Фаворе таинственно явил образ Троицы (6 августа. Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на велицей вечерни, на литии стихиры: «Иже прежде солнца свет Христос, телесне на земли жительствуя, и прежде Креста вся, яже страшнаго смотрения, совершив Боголепно, днесь на Фаворстей горе тайно Троицы образ показуя»).

Бог Слово стал человеком, чтобы объяснить [то], для чего сотворил Он человека словесным (букв.: «логосным».– Примеч. пер.) и Богообразным. В день Своего досточудного Преображения Господь Божественным, совершенным образом преобразил Свое человеческое естество, явив его в его Богоподобной красоте и выспренности. Этим Он раскрыл Божественное величие человека и логосный характер его существа, наглядно удостоверив, что смысл человеческого существа – исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе – явил первообразное великолепие образа (Там же. На стиховне стихиры: «Днесь на горе Фаворстей преображая пред ученики, показа началообразную доброту зрака, в Себе восприим человеческое существо»).

Всё присущее Богочеловеку одновременно принадлежит и всему человечеству, ибо как Богочеловек Господь Иисус Христос объемлет весь человеческий род. Поэтому и Его Преображение имеет всеобщее значение. Этим преисполнено вселенское чувство Церкви: преобразившись на Фаворе, Спаситель, претворив почерневшее от греха человеческое естество в свет и славу Своего Божества, сделал то, что оно снова заблистало (Там же: «на сию (т. е. Фавор) бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки, сотворил еси, претворив е в Твоего Божества славу и светлость»). «Своим Преображением Господь открыл сокровенную от века тайну, явив непреходящую и вечную славу человеческого естества» (Преп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение). «Благодаря ипостасному единству плоти с Богом Словом, плоть совершенно обогатилась славою невидимого Божества, ибо – одна и та же слава Слова и плоти. Эта слава незримо присутствовала в видимой плоти Спасителя, а во время Преображения явилась ученикам. Спаситель преобразился, не приращая Себе чего-либо, чего не имел, а являя то, что в Себе имел. Ибо едино Солнце правды, един Христос в двух нераздельно соединенных естествах» (Там же).

Какая-то величественная Божественная сила чудесным образом пронизывает человеческое естество в момент Преображения Спасителя. Обветшавшее и помрачившееся в грехах человеческое естество вступило в таинственный процесс преображения и обожения, будучи всецело объято Фаворским светом Христова Божества: облекшись во всецелого Адама, Христос прежде почерневшее человеческое естество, преобразившись, просветил и обожил его Преображением Своей плоти (7 августа. На утрени. Канон, песнь 3: «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси древле естество, и изменением зрака Твоего Богосоделал еси»). Своим досточудным воплощением и славным Преображением Господь обожил человеческое естество. «Своим Преображением Господь изменил человеческое естество, к которому некогда были обращены слова: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). В день Преображения Спасителя мы славим обожение человеческого естества, его перемену к лучшему (5 августа. Предпразднство Преображения Господа нашего Иисуса Христа, на утрени, на стиховне стихиры), его естественное возвышение и вхождение в сверхъестественное. Спаситель сделал это Своим Божеством» (Преп. Андрей Критский. Слово на Преображение Господне).

«Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков» (Косьма Майумский. Гимн на Преображение Господне). Преобразив Божественным изменением Свой образ на Фаворе, Господь просветил всё человеческое естество, ибо весь облекся в Адама, то есть в человека, в человеческое естество (7 августа. На утрени. На стиховне стихиры: «Возсияв паче ума, от Девы Пресвятыя, Слове Божий, во Адама весь облекся, иже прежде омрачившееся естество все просветил еси Божественным зрака Твоего изменением, преображся на горе Фаворстей, Владыко»). Всей своей Божественной чудодейственностью Преображение Спасителя входит в невыразимое домостроительство спасения («неизреченное смотрение»), которым Господь спас мiр, погибавший во грехе (Там же. На Господи воззвах, стихиры праздника: «…имже спасл еси мiр, грехом погибающий). Являя в Своем Преображении Свое Божество, Господь разрешил нас от смертных уз (8 августа. На Господи воззвах, стихиры праздника: «Днесь показал еси Твое Божество, Господи… избавляя нас от смертных ныне соуз»).

Своим Преображением благий Господь пре-образ-ил Божий образ в человеке, и тот заблистал своим первообразным, Божественным сиянием и лепотой. Ибо смысл и цель Преображения Богочеловека – вернуть человека и всё человеческое к образу Божию как к [изначальной] сущности человеческого естества, удалить греховный осадок с Богообразной души человека, восстановить Богообразие человеческого естества в его поразительной безгрешной красоте и всю жизнь человека подчинить Богообразной сущности и силе как Богоданному началу, которым надежнее всего уготовляется вечность. Обновленный Преображением Спасителя Божий образ в человеке воссиял, как солнце, а тело стало подобным свету. В своей исконной сущности Богообразная человеческая душа представляет собой далекий отблеск Божественного света,– света, который в полную силу заблистал на Фаворе через пресвятую плоть Богочеловека Христа. Своим Преображением Господь показал, что смысл, и достоинство, и нетленная, Божественная красота плоти, вещества, материи заключается в том, чтобы наполниться Божественным светом, излучать его и жить им, ведь свет – это синоним жизни и безсмертия (см.: Ин. 1, 4), подобно тому как тьма – синоним смерти и разрушения.

Изуродованный и обезображенный грехом Божий образ в человеке Спаситель в Своем Преображении осиявает Божественным светом, воссозидая его красоту и благолепие (9 августа. На Господи воззвах, стихиры праздника: «…безобразие бо человека, всех Владыка ныне преобразующийся, просвещает ясно зарею светлости неизреченныя, паче зари солнца сияние испущающа светло»). «При сотворении человека из земли,– говорит святой Дамаскин,– Господь почтил его Своим собственным образом и подобием, учинив его жителем Едема и другом Ангелов. Но так как подобие Божественного образа мы помрачили и замутили тиной страстей, милостивый Господь предоставил нам иной образ общения с нами, гораздо надежнее и удивительнее первого. Пребывая в величии Своего Божества, Он вземлет удел в худом, то есть в человеческом естестве, обоготворяя в Себе человеческое естество, соединяя Первообраз с образом и ныне [то есть в день Преображения] являя в нем Свою собственную красоту. И сияет лицо Его, как солнце, ибо по ипостаси уравнивается с невещественным Светом, и из него блистает Солнце правды» (Преп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение).

По Своему безмерному человеколюбию Бог Творец, восприняв на Себя образ раба, избавляет в Своем Преображении его от прежнего помрачения, заблистав лицом и явив свет Божества в Своей плоти (9 августа. На Господи воззвах, стихиры праздника). Будучи Светом мiра, Господь чудесным образом всегда присутствует в мiре Своим светом, но на Фаворе Он этот Свой свет, которым спасает мiр от греха, показал в изобилии (Там же. И ныне: «Иже светом Твоим всю вселенную освятив, на горе высоце преобразился еси, Блаже, показав учеником Твоим силу Твою, яко мiр избавляеши от преступления»). Желая изменить человеческое естество из худого [состояния] в доброе, из несвятого в святое, из помраченного в светлое, Владыка Христос взошел на Фавор и показал ученикам Свое Божество, Которым и спасает естество человеков (11 августа. На вечерни, на стиховне стихиры: «Естество, еже во Адаме, Христос изменити хотя, на гору ныне восходит Фаворскую обнажая учеником Божество»).

Преображение Спасителя – это источник неиссякаемой преображающей силы, которая преображает всю тварь и все существа, посему и восклицаем мы досточудному Спасителю: «Преображается тварь ясно Твоим Преображением, Христе» (9 августа. На вечерни, на стиховне стихиры).»

Преподобный Иустин (Попович)

Преображение 2011 г.

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

31215.p.jpg

28 июля (по новому стилю) Церковь празднует память равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси.

Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) - дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
"Вещая дева" Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей "ключницы", пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде - Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам", и вступает 11 июня 978 года в Киев, став "единодержцем" Киевского государства, "покорив окрестные страны, одни - миром, а непокорных - мечем".

Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, - по слову Апостола, - преизобилует благодать. "И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое". Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. "И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, - пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. - И царь Руссов согласился на это, и просил свойства' с ним".

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за "варварских" государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир "вборзе собра вся своя" и двинул "на Корсунь, град греческий", древний Херсонес. Пал "неприступный" оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий - цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом - поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени "могущественным басилевсом", он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове - императорская корона, в правой руке - скипетр с крестом.

Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга
Равноапостольные князь Владимир и княгиня ОльгаС царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, "вено царицы", был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.
Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Kрещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг". Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: "в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом".

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах, как в "бане пакибытия", осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. - "Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло". В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода "на воду" 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути "из варяг в греки" - словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор "Слова о законе и благодати", святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: "Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает". С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях - 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается в святцах церковное "обновление Царьграда" - посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии - Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: "Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу - десятую неделю, а из домов на всяко лето - десятое всякого стада и всякого жита, чу'дной Матери Божией и чу'дному Спасу". Устав перечислял также "церковных людей", освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: "Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум - познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы".

С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также "Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь". Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба.

Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты святой Михаил († 15 июня 991), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991-997), митрополит Леонтий (997-1008), митрополит Иоанн I (1008-1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин († 1030, составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. "Сице же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце". Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом "начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте". Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин († 1030) в Новгороде, были они и в других городах. "И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев".

Владимир князь
Владимир князьСвятой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории "засечная черта" - линия оборонительных пунктов против кочевников. "Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их". Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: "Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением". В следующем году "прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем". Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога "хранителем греков и русских".
Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, "калики перехожие" пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь "сотвори пирование светло", "раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога". Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин - Добрыни, Александра Поповича, Рогдая Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак - с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычник: "В лето 6489 (981). Иде Володимер на ляхи и взя грады их, Перемышль, Червень и иные грады, иже есть под Русью". Последние годы Х столетия также наполнены войнами святого Владимира и Болеслава.

После кратковременного затишья (первое десятилетие ХI века) "великое противостояние" вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна был прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейберн вскоре скончался в заточении.

Святой Владимир не мстил "гонящим и ненавидевшим" его. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе.

Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не столь "мудрый", каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отложиться от своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел "мосты мостить, гати гатить", готовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к последнему своему, к счастью несостоявшемуся, походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978-1015). из них двадцать восемь лет прожил во святом Крещении.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны...

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последуюшей историей Русской Церкви. "Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали", - засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви - до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в "Слове о законе и благодати", сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его "во владыках апостолом", "подобником" святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.