О таинстве крещения

В нашем храме Таинство Крещение совершается только после катехизических бесед, которые проходят по предварительной договорённости.

 

Необходимо знать, что Крещение – это первое Таинство, которым Церковь встречает приходящего к Богу человека. Под Таинством Церкви понимается  схождение (тайное или явное)  Божественной благодати на личность способную ее воспринимать.  Как  всемирный потоп, ставший прообразом Крещения, потребил людей, преданных нечестию, и обновил лицо земли, растленной грехами, так водами животворного Крещения человек возрождается из жизни плотской и греховной в духовную.

Господь в Евангелии от Иоанна говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.  Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Ин 3, 4-6) Таким образом, таинство Крещения установлено  самим Господом,  как новое духовное рождение, без которого  нельзя войти в Царствие Божие и наследовать вечность. Святитель Симеон, архиепископ Солунский, свидетельствует: «Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает потому, что некогда мы наше первое рождение, бесстрастное, погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и, как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас матерь наша».

В Крещении благодать Божья разрешает  крещаемого  не только от сделанных грехов, но и дарует силы для будущей  борьбы с грехом и вдохновляет к  исполнению заповедей Божьих. Крещение человека –  это начало его спасения, под  «спасением»  понимается  восстановление единства с Богом, восстановление богоподобной чистоты первозданного человечества. Грех изменил человечество  до полной противоположности по отношению замысла его творения, поэтому одному человеку с грехом  не справиться. Безусловно, без усилий к построению внутреннего духовного мира по евангельским заповедям  спасение невозможно, но само построение должно основывается на  участии человека в Таинствах Церкви, которая есть «столп и утверждение истины». (Тим.3, 15)

Для крещения человека не существует  никаких препятствий и преград -  ни политических, ни этнических, ни экономических, ни прочих. Крещение, соединяемое обыкновенно с Миропомазанием, совершается в Православии и  над младенцами. Существует мнение, что порядок, установившийся в первые века христианства, когда крещение совершалось в сознательном возрасте, в пору, когда человек овладел собою, победил свои страсти и глубоко проникся сознанием того, что есть истина христианская, — что такой порядок, господствовавший в древней Церкви, был предпочтительнее теперешнего. Так в древности многие из величайших людей Церкви и поступали. В  те времена людей крестили с большим разбором - необходимо было доказать  общине свое христианское настроение или показать  пример христианской жизни. Между тем, в современной среде звание христианина дается нам почти без труда и без усилий, даром, и к тому же в большинстве случаев мы это звание только порочим. Но надо понимать, что современные дети, быстро взрослеющие, испытывают на себе невероятную внешнюю агрессию  падшего мира, мира улиц и реклам, мира привлекательного, но очень жестокого.  Поэтому мать-Церковь и призывает как можно чаще причащать  детей, и, соответственно, крестить их как можно раньше.

Крещение рассматривается как  второе, духовное  рождение, поэтому у младенцев должны быть  крестные отцы  и матери. Крестный отец и крестная мать являются поручителями за душу ребенка. Они должны  тщательно воспитывать ребенка, за которого они поручились в духовном отношении, научить вере, ввести в круг христианских добродетелей, выработать христианские привычки. Подобно родителям, должным дать воспитание физическое и образовать ум ребенка, крестные поручаются за воцерковление детей, берут на себя обязательства перед Богом следить за своими крестниками и воспитывать их в духе Православия.  Для этого крестные сами должны быть людьми верующими. Восприемниками должны быть только люди православные, при крещении торжественно произносящие  Символ веры. Недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей. Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном другого семейства.

Крещение совершается лишь однажды в жизни человека, как однажды и рождается человек. Если взрослый не знает, крестили его или нет, и не у кого об этом спросить, то над ним совершается Крещение полным чином.

Следует помнить, что собственное Крещение или участие в Крещении младенца является ответственейшим шагом в жизни каждого человека.

 

Хотящему креститься необходимо знать Символ веры. 

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

1-й. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

6-й. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;

7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

11-й. Чаю воскресения мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

 

Верую - верю, я убежден; Единороднаго - единственного; прежде всех век - прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу - имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, - и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося - принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася - сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго - ожившего: по Писанием - согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго - вознесшегося; одесную - по правую сторону Бога Отца; паки - опять, во второй раз; мертвых - умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца - после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго - дающего жизнь; спокланяема и сславима - Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки - Дух Святой говорил через пророков; Соборную - согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую - открыто признаю словом и делом; чаю - ожидаю; И жизни будущаго века - настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором — следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.