Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • ...
  • 8

ТЕМА: Об искусстве

Об искусстве 4 года 4 мес. ago #242

  • игумен Серафим
  • игумен Серафим аватар
  • Offline
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 186
  • Спасибо получено: 163
  • Репутация: 14
Предлагаю новую тему для осмысления.
Дискуссия на facebook-е о фильме «Анна Каренина» 2012 года, режиссёра Джо Райта, подвигла меня к рассуждению о вольности в экранизации классического произведения. Неосознанно пришли мысли о праве авторского взгляда и о содержании классического произведения. В какой-то момент я даже не удержался, и почти вынес приговор своим оппонентам: «Персонификация зла - любимое дитя либерализма!» - писал я – «Но, однажды, отрезвев от вселенского холода культа самовыражения, окаменелыми ногами адепты оного поползут на проталину исторической правды и общности!!!»
Я попытался еще раз посмотреть фильм, но понял, что это дитя клипового сознания, по сути, пародия – не мое!
Так что же такое искусство? Самовыражение, способ познания бытия? Автор проводник иных сил или автономно изображает свой мир?
Прошу высказываться на данную тему!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #243

  • parasels
  • parasels аватар
  • Offline
  • Новый участник
  • Сообщений: 7
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 0
У каждого свое искусство. Кто то просто носит кирпичи, что-то зарабатывает на хлеб, кто-то строит храм. Найдут ли они общий язык? Не знаю. Нужна ли каждому из них та "правда", которая есть у другого? Это я к тому, что кто-то мыслит себя проводником иных сил, а кто-то выплескивает свою экзистенцию. Как себя помыслишь...
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #245

  • игумен Серафим
  • игумен Серафим аватар
  • Offline
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 186
  • Спасибо получено: 163
  • Репутация: 14
Получается, что искусство - основа человеческого сепаратизма? Тогда уничтожив всякое искусство мы придем к единению???
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #247

  • parasels
  • parasels аватар
  • Offline
  • Новый участник
  • Сообщений: 7
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 0
Шире, батюшка :-)

ЕСЛИ БЫ НЕ ЛЮДИ

Воистину великолепны великие замыслы:
Рай на земле, всеобщее братство, -
Всё это было бы вполне достижимо,
Если б не люди, если б не люди.
Если б не люди...

Люди только мешают,
Путаются под ногами,
Вечно чего-то, чего-то, чего-то хотят.
От них одни неприятности,
От них одни неприятности,
Ах, если б не было людей...

Надо идти на штурм – освобождать человечество,
А они не спеша идут к парикмахеру.
Сегодня на карту поставлено наше будущее,
А они говорят: недурно бы выпить пива!

Люди только мешают,
Путаются под ногами,
Вечно чего-то, чего-то, чего-то хотят.
От них одни неприятности,
От них одни неприятности,
Ах, если б не было людей...

Ах, если б не они, если б не люди,
Какая настала бы жизнь...
Ах, если б не они, ах, если б не они,
Как всё было бы просто...
Как всё было бы просто...

© Г.М.Энценсбергер, Л.Гинзбург, В.Дашкевич

А если серьезно.... Ах если б не люди :-).... Хотя про искусство как основу сепаратизма мысль интересная. Особенно если вcпомнить как по гречески искусство, мастерство (τέχνη (технэ)) оно же техника...
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: vera

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #248

  • игумен Серафим
  • игумен Серафим аватар
  • Offline
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 186
  • Спасибо получено: 163
  • Репутация: 14
"… и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством" (Исх.35, 31)

Такое разное искусство печь хлеб и плести интриги. Но, все, кто от искусства блага, - мы же поймем друг друга. Давайте будем вместе на маленьком острове правды! Только бы определить точные земные координаты.
Последнее редактирование: 4 года 4 мес. ago от игумен Серафим.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: tsigel_elena

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #250

  • tsigel_elena
  • tsigel_elena аватар
  • Offline
  • Новый участник
  • Сообщений: 13
  • Спасибо получено: 27
  • Репутация: 0
Мы видим, что искусство повсеместно размножается, а разговоры
о нем множатся еще быстрее. В то же время само искусство, с
присущей ему гениальностью, авантюрностью, способностью порождать
иллюзии и отрицать реальность, противопоставляя ей сцену, на
которой вещи подчиняются правилам высшей игры, совершенное
изображение, где люди, уподобляясь линиям и краскам на полотне,
могут терять свое реальное содержание, ускорять свой собственный
конец и в порыве соблазна воссоединяться со своей идеальной
формой, будь то даже форма их собственного уничтожения, - это
искусство исчезло. Исчезло искусство в смысле символического
соглашения, отличающего его от чистого и простого производства
эстетических ценностей, известного нам под именем культуры -
бесконечного распространения знаков, рециркуляции прошлых и
современных форм. Нет больше ни основного правила, ни критерия
суждения, ни
[24]
наслаждения. Сегодня в области эстетики уже не существует Бога,
способного распознать своих подданных. Или, следуя другой
метафоре, нет золотого стандарта ни для эстетических суждений, ни
для наслаждений. Это - как валюта, которая отныне не подлежит
обмену, курс которой не может колебаться по собственному
усмотрению, избегая конверсии в цене или реальной стоимости.
То же происходит с нами и в искусстве: стадия сверхскоростной
циркуляции и невозможности обмена. Произведения искусства более не
подлежат обмену ни одно на другое, ни на какие-либо равные
ценности. Они не обладают той тайной сопричастности, которая
составляет силу культуры. Мы их уже не читаем, а лишь
расшифровываем - по все более противоречивым "ключам".
Здесь нет противоречия. Новая геометрия, новая экспрессия,
новая абстракция, новые формы - все это великолепно сосуществует
во всеобщей индифферентности. Именно потому, что все эти тенденции
не обладают более собственной гениальностью, они могут
сосуществовать в одном и том же культурном пространстве. Именно
потому, что все они вызывают у нас чувство глубокого безразличия,
мы можем воспринимать их одновременно.
Артистический мир представляет собой странную картину. Будто
имеет место застой искусства и вдохновения. Будто бы то, что
веками
[25]
чудесным образом развивалось, внезапно стало неподвижным,
ошеломленным собственным изображением и собственным изобилием. За
любым конвульсивным движением современного искусства стоит некий
вид инерции, нечто, не могущее выйти за свои пределы и вращающееся
вокруг своей оси, со все большей и большей скоростью повторяя одни
и те же движения. Застой живой формы искусства - и одновременно
размножение, беспорядочная инфляция ценности, многочисленные
вариации всех предшествовавших форм (словно движения чего-то уже
мертвого). И это вполне логично: где застой, там и метастазы. Там,
где живая форма больше не распоряжается собой, где перестают
действовать правила генетической игры (как в случае рака), клетки
начинают беспорядочно размножаться. По существу в том хаосе,
который ныне царит в искусстве, можно прочесть нарушение тайного
кода эстетики, подобно тому, как в беспорядке биологического
характера можно прочесть нарушение кода генетического.


Пройдя через освобождение форм, линий, цвета и эстетических
jnmveovhi, через смешение всех культур и всех стилей, наше
общество достигло всеобщей эстетизации, выдвижения всех форм
культуры (не забыв при этом и формы антикультуры), вознесения всех
способов воспроизведения и антивоспроизведения. Если
[26]
раньше искусство было, в сущности, лишь утопией, или, иначе
говоря, чем-то, ускользающим от любого воплощения, то сегодня эта
утопия получила реальное воплощение: благодаря средствам массовой
информации, теории информации, видео - все стали потенциальными
творцами. Даже антиискусство - наиболее радикальная из всех
артистических утопий - обрело свои очертания с тех пор, как Дюшамп
изобразил ерш для мытья бутылок, а Энди Вархоль пожелал стать
машиной. Все индустриальное машиностроение в мире оказалось
эстетизированным; все ничтожество мира оказалось преображенным
эстетикой.
Говорят, что великое начинание Запада - это стремление
сделать мир меркантильным, поставить все в зависимость от судьбы
товара. Но эта затея заключалась скорее в эстетизации мира, в
превращении его в космополитическое пространство, в совокупность
изображений, в семиотическое образование. Помимо рыночного
материализма, мы наблюдаем сегодня, как каждая вещь посредством
рекламы, средств массовой информации и изображений приобретает
свой символ. Даже самое банальное и непристойное - и то рядится в
эстетику, облачается в культуру и стремится стать достойным музея.
Все заявляет о себе, все самовыражается, набирает силу и обретает
собственный знак. Система скорее функционирует за счет
эстетической прибавочной стоимости знака, нежели за счет
прибавочной стоимости товара.
[27]
Идут разговоры о дематериализации искусства и вместе с тем о
минимальном искусстве, о концептуальном искусстве, об эфемерном
искусстве, об антиискусстве, о целой эстетике прозрачности,
исчезновения, дезинкарнации, но в действительности эта эстетика
повсюду обретает свое материальное воплощение в операционной
форме. Впрочем, именно поэтому искусство вынуждено уменьшаться,
изображая собственное исчезновение. И оно совершает это уже в
течение века, следуя всем правилам игры. Как все исчезающие формы,
искусство пытается возрасти посредством симуляции, но вскоре оно
окончательно прекратит свое существование, уступив место
гигантскому искусственному музею искусств и разнузданной рекламе.
Головокружительные эклектические формы и забавы были присущи
уже барокко. Но головокружение от искусства - это головокружение
чувственное. Как и приверженцы стиля барокко, мы являемся
неутомимыми создателями образов, но в тайне все-таки остаемся
иконоборцами. Но не теми, кто разрушает образы, а теми, кто
создает изобилие образов, ничего в себе не несущих. Большинство
современных зрелищ, видео, живопись, пластические искусства,
аудиовизуальные средства, синтезированные образы - все это
представляет собой изображения, на которых буквально невозможно
увидеть что-либо. Все они лишены теней, следов, последствий. Все,
что мы можем почувствовать, глядя
[28]
на любое из этих изображений, - это исчезновение чего-то, прежде
существовавшего. В них и нет ничего иного, кроме следов того, что
исчезло. Все, что очаровывает в картине, выполненной в одном
цвете, - это восхитительное отсутствие всякой формы. Это стирание
всякого эстетического синтаксиса, происходящее еще под видом
искусства, завораживает так же, как совершающееся еще на уровне
представления стирание половых различий в транссексуальности. Эти
изображения ничего не скрывают и ничего не показывают, в них
ophqsrqrbser какая-то отрицательная напряженность. Одно из
огромных преимуществ ящика Кэмпбелла Энди Вархоля в том, что не
надо больше задаваться вопросом о красоте или безобразии, о
реальном или вымышленном, о превосходстве или несовершенстве,
подобно тому, как византийские иконы позволяли не задаваться
больше вопросом о существовании Бога, но люди при этом не
переставали верить в Него.
Это и есть чудо. Наши образы похожи на иконы: они позволяют
нам продолжать верить в искусство, избегая при этом вопроса о его
существовании. Таким образом, быть может, следует рассматривать
все наше современное искусство как ритуал, придавая значение лишь
его антропологической функции и не высказывая никаких суждений
эстетического характера. Вероятно, мы вернулись к культурному
уровню первобытного общества (умозрительный фетишизм рынка
искусства сам является частью ритуала призрачности искусства).
[29]
Мы оказались в окружении то ли ультраэстетики, то ли
инфраэстетики. Бесполезно искать в нашем искусстве какую-либо
связность или эстетическое предназначение. Это было бы подобно
стремлению отыскать небесную голубизну среди инфракрасного или
ультрафиолетового.
В этом смысле мы, не будучи ни среди прекрасного, ни среди
безобразного и не имея возможности судить ни о том, ни о другом,
обречены на безразличие. Но по ту сторону этого безразличия
возникает, подменяя собой эстетическое наслаждение, ослепление
иного рода. Раз и навсегда освобожденные от своих взаимных оков,
красота и уродство как бы разрастаются, становясь более красивым,
чем сама красота, или более уродливым, чем само уродство. Таким
образом, современная живопись, строго говоря, культивирует не
уродство (которое еще обладает эстетической ценностью), а нечто
еще более безобразное, чем просто уродство, - кич, уродство в
квадрате, ибо оно никак не соотнесено со своей противоположностью.
Если вы не ощущаете воздействия от подлинного Мондриана, вы вольны
творить в манере, более характерной для него, чем он сам. Не имея
ничего общего с простодушными людьми, вы можете прикинуться
наивнейшим простачком. Освободившись от реального, вы способны
создать нечто большее, чем реальность, - сверхреальность. Именно с
суперреализма и поп-искусства все и началось - когда обыденную
жизнь начали возвышать до
[30]
уровня иронического могущества фотографического реализма. Сегодня
эта эскалация объединяет абсолютно все формы искусства и все
стили, которые входят в трансэстетическую сферу симуляции.


На самом рынке искусства имеется параллель этой эскалации.
Здесь тоже, коль скоро больше не существует рыночного закона
стоимости, все становится дороже, чем самое дорогое, дорогим
вдвойне: цены чрезвычайно высоки, инфляция беспредельна. Точно так
же, как при отсутствии правил эстетической игры, игра эта начинает
полыхать во всех направлениях, так и при утрате связи с законом
товарообмена, рынок начинает трясти от безудержной спекуляции.
Та же горячность, то же безумие, тот же эксцесс. Рекламная
вспышка искусства напрямую связана с невозможностью какой-либо
эстетической оценки. Стоимость растет тогда, когда отсутствует
суждение о ней. Мы присутствуем при экстазе ценности.
На сегодняшний день существуют два рынка искусства. Один пока
еще регулируется иерархией ценностей, даже если эти ценности уже
имеют спекулятивный характер. Другой же устроен по образцу
неконтролируемого оборотного капитала финансового рынка: это -
whqr` спекуляция, всеобщая ленная зависимость, которая, кажется,
не имеет иной цели, кроме как бросить вызов закону стоимости. Этот
рынок искусства
[31]
более походит на покер или на потлач - на научно-фантастический
сюжет в гиперпространстве ценностей. Надо ли этим возмущаться? В
этом нет ничего аморального. Как современное искусство находится
по ту сторону красоты и безобразия, так и рынок существует по ту
сторону добра и зла.

Прозрачность зла. Ж. Бодорийяр
Последнее редактирование: 4 года 4 мес. ago от tsigel_elena. Причина: ошибка
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: vera

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #251

  • arxvit
  • arxvit аватар
Ах, батюшка, любите Вы «глобальные» вещи: время, пространство. :cheer:
Теперь вот искусство. :blink:
Боюсь, что разговор об искусстве «не склеится». Уж столь велико расхождение во взглядах на сей предмет, уж столько копий переломано на эту тему, что мне, честно говоря, как-то и страшно об этом писать. Думается, великое множество подлинно великих людей спорили об этом в книгах, газетах, передачах. Вот уж поистине, неисчерпаемая тема для дискуссий. Из века в век. Из поколения в поколение. Рискну и я замолвить словечко на сей предмет. :blush:
Для меня искусство есть формула:
профессионализм+талант=красота.
Рассмотрим слагаемые. Профессионализм. Должно ли произведение искусства быть плодом долгого и упорного труда, явиться детищем проб и ошибок, быть результатом приобретенного автором опыта («сын ошибок трудных»)? – Бесспорно, да. Наш удивительный богоданный русский язык свидетельствует об этом: прилагательное «искусный» является синонимом слова «мастерский», «виртуозный», а кто же есть мастер и виртуоз как не высочайший профессионал в своем деле?
Но достаточно ли одного профессионализма? Современные станки с числовым программным управлением способны сделать деталь на столь высоком профессиональном уровне, что самый великий мастер не сможет сделать точнее, быстрее и аккуратнее. Здесь машины победили человека. И даже в шахматы уже обыгрывают. Но никогда сделанное машиной не будет произведением искусства. Здесь нужно второе слагаемое – талант. И если профессионализм – дело наживное, то талант не купишь, не натренируешь как бицепсы. Это ДАР. Кому – дано, а кому и нет. Тут уж ничего не поделаешь. И снова наш язык свидетельствует об этом: слово «бездарность» (корень «ДАР») это приговор. Приговор тому, кто думает, что он творит искусство.
И самое важное - это результат. Т.е. КРАСОТА.
Искусство неизменно ведет человека к красоте. Оно преКРАСНО (превосходная степень красоты – опять наш язык!). Если нет красоты, то формула становится такой:
профессионализм+талант-красота=0
Ноль. Пустое место. Что бы там ни говорили «эксперты».
Последнее редактирование: 4 года 4 мес. ago от arxvit.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #252

  • игумен Серафим
  • игумен Серафим аватар
  • Offline
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 186
  • Спасибо получено: 163
  • Репутация: 14
Да, я осознаю, что тема сложная, но насущная. ;) Кому-то покажется она, тема, интеллектуальной провокацией, но это не так! :blush: Сила искусства, на мой взгляд, такова, что способна предсказывать, а точнее творить ближайшее будущее.
Ж. Бодорийяр забавен в своем синтезе художественного и рыночного, я тоже люблю синтез понятий и уже имел удовольствие в этом признаться.
НО!!! :woohoo: Существует опасность того, что экзотическое смешение может не-сказочно превратиться, силой искусства, в настоящее чудовище! Современное искусство, опьяневшее от вседозволенности, дерзнуло дергать смерь за усы. Современные художники преодолевают страх смерти не силой Воскресения, а капитуляцией перед ней с белым флагом. Особенно кинематограф, как смешение жанров и мастерства, стал особенно легкомыслен по отношению смерти, для него дама с косой - подружка. Отсюда отсутствие хоть совсем малого понятия о смертном грехе, все! Этого понятия больше нет в современном искусстве, значит, нет и покаяния, совести. Античность возвращается! Только сюжетная линия, внутренний мир героя убит ядом спецэффектов. Зал рукоплещет не богатству духовного мира Татьяны Лариной, не Пушкину, а прыгающей по лавкам актрисе всемирно известного театра – важен спецэффект! А что Пушкин? Он не нужен , он – антураж!

Падающий метеорит, конец света, да, и вся жизнь, в конечном счете, для современного искусства, - один большой спецэффект.
Значит будущее за тем, кто по-спецэффектнее? :(
Последнее редактирование: 4 года 4 мес. ago от игумен Серафим.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: tsigel_elena

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #253

  • arxvit
  • arxvit аватар
Понимаю Вас, батюшка. :unsure:
У Вас душа болит за происходящее. В ваших письмах – тоска по подлинному.
В то время как почти все вокруг – имитация.
Мясо – соевое. Сок – из порошка. Книги – электронные. Люди из пробирки.
Пластмасса окружает нас, заменяя собой металл, стекло и дерево. Люди тоже становятся пластмассовыми. Мы живем в мире, в котором удобство и комфорт одержало безоговорочную победу над смыслом и глубиной. Думать сейчас – не модно. Будешь долго думать – другие урвут кусок пожирнее. Бери от жизни максимум – вот к чему призывают сейчас масс-медиа.
Массовость – это главный критерий финансового успеха, основной фактор прибыльности. Однородная, серая человеческая биомасса легко поддается контролю и приносит прибыли куда больше чем весьма разношерстная группа лиц, занимающихся поиском смысла в происходящем.
Миллион муравьев победит одного льва. Сегодняшний мир - торжество количества над силой, массовости над индивидуальностью. А искусство – всегда аутентично, оно строго индивидуально, т.к. всегда несет в себе отпечаток индивидуальности его автора, творца. Подлинное искусство – это глас вопиющего в пустыне, это крик, это призыв к красоте. Той красоте, без которой нельзя жить человеку. Муравьям красота не нужна, для них она слишком сложна, ей нет места в бесконечной погоне за барахлом. Им нужно хлеба и зрелищ. Искусство вытесняется развлекухой. Ведь красота требует осмысления, определенного психического труда. А в сознании современного обывателя труд неизбежно должен быть вознагражден звонкой монетой. А лучше – хрустящими купюрами. А иначе – ради чего трудиться? Ради нравственного самосовершенствования? :blink: – У подавляющего большинства это вызовет улыбку. «Не парьте мне мозги» - таков будет ответ электората. Человек мечтает в Турцию съездить, косточки погреть, а Вы к нему с Пушкиным пристаете…
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Об искусстве 4 года 4 мес. ago #254

  • parasels
  • parasels аватар
  • Offline
  • Новый участник
  • Сообщений: 7
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 0
Вообще в Исходе про другое искусство (про ремесло). Но это не суть. Мы можем объединиться, но координаты острова, сдается мне, носят не географические параметры, а скорее экзистенциальные. Иными словами - объединиться мы можем не собравшись в месте, а преобразовав себя, таким образом, чтобы устранить разделяющее нас, на этом пути союзниками не будут ни Бодорийар, ни поиск общего врага во вне, который символически предлагает Виталий.
Что поможет? Работа с грехом, очевидно. (По моим скромным силам - со своим грехом, амбиций на спасение "рода людского" не имею) При этом я бы не был так категорически обличителен в отношении кинематографа и не говорил бы что там нет понятия греха.
Собственно если про искусство, то сама по себе идея самореализации плоха только одним, что вот это "само", которое реализуется зачастую пусто а иной раз просто противно.
Попробуем иначе?
Последнее редактирование: 4 года 4 мес. ago от parasels.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: игумен Серафим
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • ...
  • 8
Время создания страницы: 0.671 секунд